Реклама в Интернет
  Все Кулички
  "Заневский Летописец"
  "Сам себе 03"
Корзина для метеорита
Корзина
Культурный слой
  Конец 2002 года
  Середина 2002 года
  Начало 2002 года
  Конец 2001 года
  Середина 2001 года
  Начало 2001 года
  Конец 2000 года
  Середина 2000 года
  Начало 2000 года
  Конец 1999 года
  Середина 1999 года
  Начало 1999 года
Проекты
 Помощь до "Скорой"
  "В мире событий"
  "Умелые руки"
 Город Тында
  "Предки"
 
  doka(a)kulichki.com
 

 

    ©2000-2003
 
   

Середина 2000 года

Про Штирлица и Чапая


     Про Штирлица - тоже сериал. Вы его тоже не смотрите?

         Нет. Когда он был единственным -- смотрел, и то все серии за один присест не получалось. Вышло так, что Штирлица я видел кусками. За каждый показ -- несколько серий: первая-вторая-четвертая-одиннадцатая, например. Потом (через год-два) первая-вторая-пятая-седьмая-восьмая-десятая.

     Ну это ж нервы надо иметь - железные!
     И силу воли - титановую!
     Нормальному человеку такое не под силу.

     Когда он шел еще первые разы мне так хотелось поскорее узнать, чем это кончится, что я с большим трудом достал книжку и прочитал.

     Да-с. Но дело в том, что книга и фильм стали совершено отдельными произведениями. Хотя и близкими. На мой взгляд, фильм существенно лучше. И не зря сейчас говорят более о Лиозновой, чем о Семенове.
     Правда, книгу я очень давно читал. Но он пишет, надо сказать, неважно. Сухо и скучно. Репортерски. Чтобы это было незаметно, он брал всегда выигрышную тематику и придумал даже свой стиль - якобы, документальный. Это сработало.
     А Лиознова сумела наполнить все его псевдо-документы жизнью.
     Чего стоят например проходы Штирлица по коридорам своего "учреждения". Или эпизод эвакуации документов из него.
     Иногда, конечно, приходилось делать Штирлица дураком. Например, в эпизоде, когда он вдруг начинает говорить какому-то мелкому пограничнику на границе со Швейцарией - вы бы, мол, открыли бы мне границу и без санкции руководства. Хотя у автора написано "Штирлиц понял, что граница перестала быть непроходимой", а не " Штирлиц сказал".
     Почему эту фразу не отдали Копеляну, непонятно. Собственно,  Тихонов всю картину практически только красиво ходил и молчал, а интеллект и прозорливость ему сделал закадровый голос Копеляна.

         Что тут же просек наш прозорливый и ехидный народ. И сделал Штирлица в своих анекдотах полным и напыщеным дураком, когда ему нужно произносить что-то самому:

     Мюллер:
     - Штирлиц, я вас раскусил! Вы - еврей!
     Штирлиц:
     - Нет, группенфюрер, я русский! И подумал: 'А не сболтнул ли я чего лишнего?'

     А когда Штирлиц думает - он умный, невероятно проницательный: "Штирлиц выстрелил Мюллеру в спину. Пуля сплющилась и отскочила. "Броневой" -- подумал Штирлиц".

     Очень дельно.
     А как же тогда объяснить, что сугубо положительный, проникнутый романтикой рыцарь без страха и упрека Чапаев тоже превратился в дуба и недоумка?

         А Вы кино-то помните? Какой же он лыцарь? В начале фильмы он пьяница и дебошир. Это потом, под влиянием Фурманова, он становится весь положительный.

     Ну так в том и идея! Победа рабоче-крестьянского самосознания над анархо-мелко-буржуазными пережитками!
     В этом и революционная романтика! Рыцарство! Торжество идеи!

     И все это воспринималось однозначно и только так в течение 40 лет.

         Да идея-то ясна, реализация ее убога. Причем, это я не про фильм, а про книгу. Редкий случай, когда вторичное проявление (фильм) получилось значительно лучше породившей ее причины (книга). То, что "товарищ" Фурманов еще и поднаврал -- это дело шестнадцатое.

    А книгу-то вы давно читали? Я - недавно.
     И очень удивился, что она называется - Чапаев.
     Про Чапаева там всего две-три странички.
     Книга - скучнейшие очерки про боевые действия в районе Уфы.
     Фурманов с ним и не служил совсем, и уж тем более не был его партнаставником.
     Для того, чтобы выудить из этого убожества романтического Чапая и несгибаемого Фурманова - нужно огромное воображение братьев Васильевых.

     А потом в одночасье Чапай вдруг переменился. И не обратно в анархиста и дебошира, и не просто в неграмотного, но умного по-своему мужичка, а в тупого дуболома, алкаша, труса, развратника... Почти негодяя. Но при этом нельзя сказать, что "негодяя", потому что в любой своей "отрицательной" роли он был, тем не менее, симпатягой.
     Отчего?
 

        А оттого же, отчего Савушка Крамаров, игравший исключительно негодяев, алкашей и трусов (не считая одного-двух эпизодов из "Джентельменов удачи") был любим народом больше Тихонова и Баталова. Также, как и гайдаевская троица.  

     Ну и неверно!
     Не мешайте все в кучу.
     Романтик Баталов в конце 60-х - безусловный кумир.
     Равно как и Тихонов в начале 70-х.
     Как и Бабочкин в 40-х.

     А в 80-х - Штирлиц стал придурком, Чапай - полным дураком.
     Баталову повезло - он не снимался и про него забыли.

     Вот я и спрашиваю - отчего?

         То есть, героями народного эпоса стали не полярники, летчики и Гильгамеши, а именно алкаши, дебоширы и развратники. Как живем - таковы и герои.

     Примитивно мыслите.
     Что же, к 80-м стали жить много хуже, чем в 70-е? 60-е? 40-е?
     Не хуже - это я вам точно говорю.

         Нет, жить хуже не стали. Только, если в 40-е верили, в 60-е радовались, в 70-е вдохновлялись, то в 80-е общий кретинизм жизни, не прикрытый уже ни культом, ни оттепелью, ни покорением целин и героическими гигантскими стройками проник даже в самый заскорузлый мозг. Чего не могли изменить - над тем смеялись. Черта российского характера - смех вместо слез. Чтобы не выть от безысходности. Переключить внимание на другое. Сублимация называется.

         Видать спецзаказ, однако :-)

     Думаю, что "социальный заказ" - точнее.
     Нужен был такой герой - нашли и сделали.
     Не властям нужен, а народу.
     В воздухе витало.
 

       Опс! А я что говорю! Нужен был такой герой -- нашли и сделали. А понадобился дурак, пьяница и бабник -- тоже сделали. И нашли с кого. Тоже социальный заказ. Вот и вся любовь.

     Что значит "понадобился дурак, пьяница и бабник"?
     Кому понадобился?
     Их вон - дураков и бабников - полно в округе.


Назад                Обложка                  Вперед


Реклама в Интернет